Интеллектуальная собственность в университете

Статья В.Н. Лопатина, директора РНИИИС, доктора юридических наук

Право Интеллектуальной собственности 2011. №1

В аналитической статье приведены основные выводы и рекомендации автора как национального эксперта Европейской комиссии в рамках проекта TEMPUS-MERCURY по созданию центров интеллектуальной собственности в университетах с учетом опыта и практики их деятельности в странах Евросоюза и СНГ.

 В рамках реализации проекта Европейской комиссии TEMPUS-MERCURY по созданию центров интеллектуальной собственности в университетах в период с 1 июля 2010 г. по 4 февраля 2011 г. была проведена исследовательская и экспертная работа по изучению ситуации, сложившейся в сфере интеллектуальной собственности в Южном федеральном университете (г. Ростов-на-Дону), в сравнении с Приволжским (Казанским) федеральным университетом (ПФУ (КГУ), г. Казань) и рядом университетов Большого евразийского университетского комплекса (БЕУК, г. Екатеринбург).

Основные методы исследования: сбор и анализ статистических данных и документов, наблюдение, интервью с руководителями и сотрудниками университетов, обобщение и сравнение.
Сравнительный метод был использован для выявления особенностей формирования и развития инновационного исследовательского бизнеса в вузах с разной инфраструктурой, системой подготовки научных и инновационных кадров и организационно-правовой формой, но при этом находящихся в экономически сильных регионах России (Ростовская область, Республика Татарстан и Свердловская область). Для анализа брался отчетный период 2009–2010 гг., на который приходится наибольшая инновационная активность в учреждениях образования и науки в РФ.
Основные этапы исследования:
1-й этап (апрель — июнь 2010 г.): разработка сопоставимых критериев оценки и определение индикативных показателей развития в сфере интеллектуальной собственности. По итогам работы в рамках 1-го этапа была подготовлена примерная таблица для заполнения в университетах и отобраны для сравнительного исследования университеты (ПФУ (КГУ) и БЕУК.
Приволжский (Казанский) федеральный университет (ПФУ (КГУ) был создан в 2010 г., как и Южный федеральный университет в 2007 г., путем объединения потенциала четырех вузов как государственное автономное учреждение высшего профессионального образования.
Большой евразийский университетский комплекс (БЕУК) был создан в 2006 г. как добровольная негосударственная автономная некоммерческая организация, учредителями и участниками которой выступили: Правительство Свердловской области, муниципальное образование «г. Екатеринбург» в лице администрации муниципального образования; Уральское отделение Российской академии наук; а также вузы:
   ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет — УПИ» (впоследствии — Уральский федеральный университет);
   ГОУ ВПО «Уральский государственный университет»;
   ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»;
   ГОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»;
   ГОУ ВПО «Екатеринбургский государственный театральный институт»;
   ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»;
   ГОУ ВПО «Уральская государственная сельскохо-зяйственная академия»;
   ГОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщений»;
   ГОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия»;
   ГОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет»;
   ФГОУ «Уральская государственная медицинская академия»;
   ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».
2-й этап (июль — ноябрь 2010 г.): сбор и анализ статистических данных, информации и документов в ПФУ (КГУ) — г. Казань и ряда университетов Большого евразийского университетского комплекса (БЕУК, г. Екатеринбург).
По итогам работы в рамках 2-го этапа были заполнены для сравнительного исследования таблицы данных в университетах ПФУ (КГУ) и БЕУК, а также проведены встречи и интервью с руководителями ПФУ (КГУ) и ряда университетов Большого евразийского университетского комплекса (БЕУК), а также с руководителями и сотрудниками отдела патентно-лицензионной работы ПФУ (КГУ) и Евразийского цнтра интеллектуальной собственности БЕУК.
3-й этап (ноябрь 2010 г. — январь 2011 г.): сбор и анализ статистических данных, информации и доку-ментов, интервью с руководителями ЮФУ, а также с сотрудниками отдела интеллектуальной собственности ЮФУ.
4-й этап (январь — февраль 2011 г.): обобщение и сравнительный анализ полученной информации. По итогам работы в рамках 4-го этапа был подготовлен отчет с выводами и рекомендациями и проведена его презентация на оценочном семинаре в рамках координационной встречи участников проекта TEMPUS-MERCURY 10–11 февраля 2011 г. в г. Кишиневе (Молдавия).
Выводы и рекомендации. По результатам предварительного исследования можно сделать следующие основные выводы и рекомендации, которые предварительно были также сообщены руководителям данных университетов, на заседании ученого совета УрГЭУ (БЕУК), учебно-методических семинарах с сотрудниками БЕУК, ПФУ (КГУ).

     С одной стороны, проделана большая работа по развитию научной деятельности и созданию инновационной инфраструктуры.
Во-первых, в вузах накоплен большой научный и кадровый потенциал, что подтверждает общую ситуацию в РФ, которая занимает лидирующие позиции в мире по числу ученых (см. табл. № 1)

Таблица 1 Научный кадровый потенциал университетов

Научныйкадровый потенциал

ЮФУ (4 вуза)

ПФУ

(КГУ)

( 4 вуза)

БЕУК (10 вузов)

Количестводокторов наук

391

302

550

Количествокандидатов наук

1540

842

2713

Количествоаспирантов

1200

689

1903

Количествостудентов

50 000

18 400

126 400

 

     Во-вторых, ежегодно происходит увеличение расходов на научные исследования, в том числе на НИОКР, и совершенствование их структуры, что также подтверждает общую положительную динамику в РФ (на НИОКР в РФ ежегодно выделяется более 350 млрд руб.).
В ЮФУ за пять лет расходы на НИОКР составили около 3 млрд руб. и поставлена задача увеличить их долю в ближайшие три года в консолидированном бюджете до 50% , тогда как в БЕУК — ежегодно около 270 млн руб. — 6% в бюджете, а в ПФУ (КГУ) — ежегодно свыше 200–230 млн руб. — 15% в бюджете университета. При этом среди представленных в Республике Татарстан научных организаций 50% составляют научно-исследовательские организации, 19% — проектно-конструкторские организации, 17% — высшие учебные заведения, 5% — НИИ и КБ на промышленных предприятиях и 9% — прочие научные организации.
     
     В-третьих, проделана большая работа по созданию многоуровневой инновационной инфраструктуры (на федеральном, региональном и местном уровне), в том числе через участие университетов в национальных технологических платформах, создании региональных технологических кластеров и малых инновационных предприятий.
Результаты указанной работы заслуживают обобщения и отражения в качестве положительного опыта для других вузов и научных центров РФ. В связи с этим руководству университетов предложено подготовить совместно раздел в ежегодный государственный доклад РФ по этим вопросам за 2010 г., который РНИИИС готовит и представляет в парламент РФ для последующего издания и направления во все органы государствен¬ной власти РФ и стран СНГ.
     С другой стороны, потенциал интеллектуальной собственности для создания и коммерческого ис-пользования инновационных технологий, полученных по результатам НИОКР, выполненных в российских университетах, сегодня повсеместно практически не используется (доля расходов на мероприятия, связанные с охраной и управлением интеллектуальной собственностью, составляет 2 и менее процентов в расходах на НИОКР университетов (для сравнения: в СССР нормативно было предписано направлять на эти цели не менее 10% в этих расходах)). Представляется, что этому в немалой степени способствует культивируемая (навязываемая) Минобрнауки России и Минэкономразвития России система оценочных индикативных показателей инновационной деятельности, где приоритетными в ущерб национальным интересам выступают число публикаций, монографий и индекс цитируемости.
    В этой связи с учетом вступления России в ВТО, на наш взгляд, необходимо и важно решить ряд про-блемных вопросов по выявлению, распределению, закреплению и оценке прав университета на охрано-способные результаты интеллектуальной деятельности (далее — РИД).
В частности, проблемные вопросы в этой области можно условно выделить в три основные группы.
    1. Формирование и коммерциализация интеллектуальной собственности:
    1.1. Учетная политика РИД в университетах нео¬правданно ограничена учетом только трех — пяти из 16 объектов интеллектуальной собственности, предусмотренных в ст. 1225 ГК РФ (изобретения, полезные модели и программы для ЭВМ, изредка — базы данных и ноу-хау), что требует существенной корректировки при проведении инициативной инвентаризации и оформлении ее результатов в 1-м полугодии 2011 г. во всех университетах.
    1.2. Выбор формы правовой охраны, распределения и закрепления исключительных (имущественных) прав даже в отношении учитываемых РИД, создаваемых в университетах, происходит без надлежащей экспертизы, что приводит к неоправданным затратам и практически нулевому коммерческому использованию. Так, например, из 250 патентов РФ, полученных в ЮФУ за 5 последних лет, действуют всего 160 (т.е. патент при сроке действия не менее 20 лет фактически действует 1–2 года). При этом лицензионных договоров и дого¬воров отчуждения на указанные объекты нет, международные и зарубежные патенты не получались и заявки не подавались. В вузах БЕУК в 2009 г. было подано всего 87 патентных заявок (1/10 от общего объема по области), а в 2010 г. — 93. В ПФУ (КГУ) только около 1/3 получаемых по итогам НИОКР результатов интел¬лектуальной деятельности являются охраноспособными, еще меньше (в 2009 г. — около 1/5) охраняются патентами, что при практическом отсутствии ноу-хау делает процесс последующей коммерциализации результатов научного творчества маловероятным.
    1.3. Секреты производства (ноу-хау) как институт правовой охраны прав на создаваемые технологии практически не используются, хотя в мировой торговле они составляют до 70% объема продаж в сфере интеллектуальной собственности.
Причиной этому служит относительная новизна данного правового института для России и противоречивость законодательства по этим вопросам. Нередко в университетах (в том числе в ЮФУ) отсутствует специальный правовой режим для ноу-хау, а они охраняются как объекты коммерческой тайны в общем порядке наряду с информацией о зарплате, что может вызвать серьезные осложнения при международном аудите или судебной защите в случае необходимости. В ПФУ (КГУ) и УрГЭУ (БЕУК) такой специальный режим введен локальными правовыми актами.
    1.4. Состав авторов служебных РИД, в том числе содержащихся в научно-технической и конструкторской документации, локальными нормативными актами в ряде университетов не определен (в том числе в ЮФУ), равно как не решен вопрос о порядке расчетов и выплат им компенсаций и вознаграждений, что создает дополнительные риски при государственном и международном аудите или судебной защите (кроме ПФУ (КГУ) и УрГЭУ (БЕУК), где такие локальные правовые акты приняты).
    1.5. Независимая оценка исключительных имущественных прав Университета на РИД, в том числе для целей расчета платежей за ее использование по внешним лицензионным договорам, не проводилась, что противоречит требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности» и международных стандартов оценки и также может вызвать осложнения при аудите или судебной защите в случае необходимости при их ком-мерциализации.
    1.6. Лицензионные договоры на предоставление права использования РИД в рамках деятельности ма-лых инновационных предприятий, созданных с участием университетов в 2010 г., оформлены не всегда должным образом (в том числе в ЮФУ при создании семи предприятий). Это создает угрозу признания инновационной продукции полученной на этих предприятиях с использо¬ванием указанной интеллектуальной собственности на 3,5 млн руб., контрафактной с наступлением соответствующих юридических последствий, предусмотренных ст. 1252 ГК РФ.
    2. Нормативно-правовое регулирование
    2.1. В ПФУ (КГУ) действуют до настоящего времени локальные нормативные акты, введенные в действие приказами ректора Казанского государственного университета (КГУ):
    — Положение о патентно-лицензионном отделе управления научно-инновационной деятельности Казанского государственного университета, предусма¬тривающее также должностные инструкции для его сотрудников (приказ № 390 от 18 марта 2010 г.);
    — Инструкция о порядке организации подачи, рассмотрения, оформления и учета документов об изобретениях, охраняемых в режиме ноу-хау в Казанском государственном университете (приказ № 384 от 18 марта 2010 г.);
    — Положение о защите коммерческой тайны и конфиденциальной информации в отношении объектов интеллектуальной собственности Казанского государственного университета (приказ № 389 от 18 марта 2010 г.);
    — Инструкция о порядке организации сохранности коммерческой тайны при работе с документами, делами, программными продуктами и носителями информации, содержащими коммерческую тайну, а также порядок подготовки, учета, хранения, использования и уничтожения носителей информации, содержащих коммерческую тайну в отношении интеллектуальной собственности в Казанском государственном университете (приказ № 387 от 18 марта 2010 г.);
    — Положение о порядке защиты объектов интеллектуальной собственности Казанского государственного университета (приказ № 386 от 18 марта 2010 г.);
    — Инструкция о порядке оформления, подачи и рассмотрения заявления на рационализаторское предложение и/или секрет производства (ноу-хау), выплаты авторского вознаграждения и премии за содействие их внедрению в Казанском государственном университете (приказ № 385 от 18 марта 2010 г.);
    — Инструкция о порядке выплаты авторского вознаграждения за использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей и вознаграждения за содействие их созданию и использованию в Казанском государственном университете (приказ № 388 от 18 марта 2010 г.).
В то же время с учетом создания ПФУ как автономного учреждения, объединившего с 2010 г. 4 вуза, включая КГУ, необходима доработка и принятие нового пакета документов в этой области.
    2.2. В БЕУК в 7 из 10 вузов созданы специальные подразделения по интеллектуальной собственности, и приказами ректоров вузов утверждены соответствующие положения об организации их деятельности. В УрГЭУ приказами ректора введены более 10 локальных нормативных актов, на основе учебно-методического комплекса документов, специально разработанного РНИИИС для вузов. В ближайшей перспективе в 2011 г. предполагается на этой основе введение единого правового режима формирования и коммерциализации интеллектуальной собственности во всех вузах, входящих в добровольное объединение Большого евразийского университетского комплекса.
    2.3. В ЮФУ действует только единственный локальный нормативный акт в этой области — Положение об отделе интеллектуальной собственности ЮФУ (приказ ректора ЮФУ № 92-од от 24.05.2010 г.), какие-либо иные локальные нормативные акты в сфере его деятельности в ЮФУ, как и должностные инструкции для всех сотрудников отдела, пока отсутствуют.
    3. Организационно-штатная структура: 3.1. В ПФУ (КГУ) действует до настоящего времени патентно-лицензионный отдел в составе Управления научно-инновационной деятельности КГУ (штат 2 человека), аналогичные подразделения есть в других вузах. Однако единого структурного подразделения для всех вузов по этим вопросам пока не создано. Перспективным видится создание в 2011 г. в соучредительстве (ПФУ (КГУ), РНИИИС и Минэкономики Республики Татарстан) единого Центра интеллектуальной собственности, работающего как в интересах вузов, так и экономики региона. В рамках первой в России готовящейся региональной долгосрочной целевой программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2011–2020 годы» планируется полностью решить проблему подготовки инновационных кадров, в том числе в области интеллектуальной собственности для органов власти, науки, образования и бизнеса за счет потенциала вузов на территории республики.
    3.2. В БЕУК, как отмечалось выше, в 7 из 10 вузов созданы специальные подразделения по интеллектуальной собственности. Перспективным видится организация их взаимодействия в рамках деятельности созданного с участием РНИИИС на базе БЕУК Евразийского центра интеллектуальной собственности и создаваемого первого технико-внедренческого центра отраслевой модернизации металлургии и тяжелой промышленности России в г. Екатеринбурге.
    3.3. В ЮФУ до настоящего времени пока отсутствует единая система организации работы в области интеллектуальной собственности с учетом потенциала всех четырех вузов, вошедших в состав ЮФУ. Отдел интеллектуальной собственности ЮФУ (штат 6 человек), Межрегиональный центр по интеллектуальной собственности (Таганрог, штат 4 человека), и по одному специалисту в двух других вузах) действуют относитель¬но разрозненно.
    Общим недостатком является то, что не всегда эффективно используется накопленный положительный опыт решения этих вопросов как в отдельных структурных подразделениях данных вузов, так и внешних партнеров университетов.
    Предлагается провести обсуждение данных проблемных вопросов по формированию и коммерциализации интеллектуальной собственности с учетом их значимости для всех вузов на специальном международном межвузовском семинаре в рамках Третьего международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» в Международном университете в Москве 26 апреля 2011 г., где РНИИИС выступает в качестве дирекции Форума (www.rniiis.ru).
    Решение указанных проблемных вопросов с учетом сделанных рекомендаций и предложений в рамках третьего года реализации проекта Европейской комиссии TEMPUS-MERCURY позволит сделать работу созданных центров интеллектуальной собственности в университетах более эффективной и коммерчески значимой.

РНИИИС

 

ТК-481

Новости

Мероприятия

 Контакты

127083, Москва, ул. Юннатов, д. 18

Тел./факс: +7 (495) 369-40-08

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Интеллектуальная собственность в университете - РНИИИС (Республиканский НИИ интеллектуальной собственности, Россия) Интеллектуальная собственность, авторские права, патенты © РНИИИС 2024