Военно-промышленная конференция

   

Секция №7 Управление интеллектуальной собственностью
в оборонно-промышленном комплексе России

      5 августа 2014 года в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова прошло заседание секции №7 II Военно-промышленной конференции «Управление интеллектуальной собственностью в оборонно-промышленном комплексе» с участием более 100 руководителей и представителей  федеральных и региональных органов власти, федеральных и научно-исследовательских университетов, научных институтов ФАНО, Фонда перспективных исследований, Фонда научных исследований, основных госкорпораций и  предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также банков и СМИ, представляющих все федеральные округа России. 

       Организаторами заседания выступили Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации, Минобороны России, Минпромторг России, Роспатент, Корпорация интеллектуальной собственности РНИИИС.

      Модератором заседания секции ВПК на всех трех сессиях был по решению Военно-промышленной комиссии Лопатин В.Н. - генеральный директор Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС, председатель национального технического комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность», заведующий базовой кафедрой «Управление интеллектуальной собственностью» РЭУ им. Г.В. Плеханова,  доктор юридических наук. 

      В рамках заседания  на трех сессиях было заслушано 17 докладов. На сессии «Управление интеллектуальной собственностью в рамках государственного оборонного заказа» с основными  докладами выступили: Солонович А.В.  - начальник Управления контроля надзора и правовой защиты интересов государства Федеральной службы по интеллектуальной собственности (анализ деятельности государственных заказчиков и организаций ОПК в сфере управления интеллектуальной собственностью по итогам проверок Роспатента); Зиннуров В.Х. - первый заместитель председателя Правительства Ульяновской области, Председатель военно-промышленной комиссии Ульяновской области (рыночные механизмы и показатели практической  реализации стратегии инновационного развития России в ОПК через экономику интеллектуальной собственности);  Каширин А.И.-  заместитель председателя научно-технического совета ГК "Ростехнологии" (особенности ценообразования и  управления  интеллектуальной собственностью в ОПК);  Ващенко О.А.-  начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации  (опыт и проблемы управления интеллектуальной собственностью в рамках государственного оборонного  заказа); Власов С.В. - директор департамента развития научно-производственной базы ядерного оружейного комплекса Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»(управление интеллектуальной собственностью при выполнении государственного оборонного заказа в ядерном оружейной комплексе).

      На сессии «Управление интеллектуальной собственностью при военно-техническом сотрудничестве с основными  докладами выступили: Шишков  Б.Е. - директор ФГБУ «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» (ФАПРИД) (выбор формы государственно-частного партнерства в целях эффективного управления правами на результаты  интеллектуальной деятельности военного назначения); Козлов В.И. - первый заместитель начальника управления таможенных расследований и дознания  Федеральной таможенной службы  (таможенная защита интеллектуальной собственности при экспорте продукции военного и двойного назначения в рамках военно-технического сотрудничества); Будылев А.В. - заместитель начальника управления по работе с предприятиями оборонной промышленности и контроля за реализацией перспективных проектов Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству  (проблемы экспорта/импорта интеллектуальной собственности в рамках военно-технического сотрудничества); Бриндиков А.Н.  -  руководитель Группы советников ОАО «Рособоронэкспорт», вице президент НО «Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям»  (механизмы коммерциализации интеллектуальной  собственности при ВТС); Дышлюк М.В. -  генеральный директор ООО «Национальный центр интеллектуального капитала»  (практические механизмы выявления, использования и управления интеллектуальной собственностью на предприятиях  ОПК).

       На сессии «Управление интеллектуальной собственностью, полученной на предприятиях ОПК, в интересах инновационного развития гражданского сектора экономики» с основными  докладами выступили: Никитин А.П. -  начальник управления надзора за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями Главной военной прокуратуры РФ, генерал-майор юстиции (контроль и надзор в сфере интеллектуальной собственности на предприятиях ОПК);   Лопатин В.Н. -  председатель  национального  технического комитета по стандартизации ТК-481 «Интеллектуальная собственность» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, генеральный директор корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС  (стандартизация процессов управления интеллектуальной собственностью в ОПК); Валентей С.Д. - научный руководитель РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор (кадровое обеспечение процессов управления интеллектуальной собственностью в ОПК  и использование интеллектуальной собственности ОПК в гражданском секторе экономики).

     Подвел итоги 8 часовой дискуссии в рамках работы  7 секции ВПК Бочкарев О.И. - заместитель  Председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ.

      Обсудив проблемы  инновационного развития оборонно-промышленного комплекса (далее ОПК) с учетом национального и международного опыта перехода к инновационной экономике через формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, в том числе при выполнении государственного оборонного заказа и международном военно-техническом сотрудничестве, в целях повышения уровня координации и взаимодействия всех заинтересованных сторон и создания условий перехода к инновационной экономике через формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, обеспечения инновационной мотивации и объединения усилий власти, науки и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства для решения проблем, с учетом состоявшегося обсуждения участники заедания приняли следующие решения:

       I.  По предложению Военно-промышленной комиссии и с согласия организаторов придать конференции «Управление интеллектуальной собственности в ОПК» в РЭУ им. Г.В. Плеханова статус  экспертного совета  по вопросам интеллектуальной собственности как  постоянно действующего консультативного органа Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации с ежеквартальным графиком проведения встреч с постоянным составом участников для рассмотрения актуальных проблем управления интеллектуальной собственности в ОПК и выработки подходов и мер по их решению.

       II. Включить в состав  постоянного  оргкомитета  (Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации – О.И. Бочкарев, Министерство обороны  России – Ю.И. Борисов, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации –  Потапов А.В.,  Федеральная  служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) –  Жамойдик М.В,  Корпорация интеллектуальной собственности РНИИИС –  В.Н. Лопатин) дополнительно полномочных представителей Минобрнауки России, ФС ВТС и ГК «Ростех» (по согласованию).

       III. Оргкомитету проинформировать об итогах работы секции и принятых рекомендациях ВПК при Правительстве РФ и участников II Военно-промышленной конференции. Поддержать инициативу Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС об издании материалов конференции в специальном выпуске федерального научного журнала «Право интеллектуальной собственности» и сборнике материалов конференции для распространения  среди участников II Военно-промышленной конференции (2014г.)  в печатном и электронном виде.

       IV.  Принять за основу проект предложений в дорожную  карту«Интеллектуальная собственность – стратегический ресурс развития оборонно – промышленного комплекса», представленный для публичного обсуждения на конференции.  Поручить Оргкомитету доработать с учетом поступивших замечаний и предложений по итогам публичного обсуждения данный проект и представить его на пленарном заседании II Военно-промышленной конференции (2014г.) для организации  дальнейшей работы.

       Разделяя вывод, сделанный Президентом Российской Федерации о необходимости формирования и развития рынка интеллектуальной собственности как ключевого условия становления инновационной экономики и реиндустриализации национальной промышленности, преимущественно на основе отечественных технологий, участники конференции сделали ряд принципиальных выводов и сформулировали пакет рекомендаций для органов власти и организаций ОПК.

       В частности, в научно-технической сфере, в т.ч. в ОПК интеллектуальная собственность играет важнейшую роль как механизм создания добавочной стоимости (доля интеллектуальной собственности составляет до 10-15% от цены реализуемой продукции), как средство капитализации активов предприятий и организаций (через нематериальные активы)  и как инвестиционный ресурс (где под залог интеллектуальной собственности предоставляют кредиты, займы и банковские гарантии). До окончания реализации государственной программы инновационного развития России  и модернизации ОПК России остается шесть лет. При финансировании оборонно-промышленного комплекса в объеме 26 трлн. рублей  должно быть создано  1,5 тыс. критических технологий. В т о же время, в России, как и в других странах СНГ ни на отраслевом, ни на корпоративном, ни на региональном уровне экономика интеллектуальной собственности пока не работает.

      В рамках обобщения опыта (как положительного, так и отрицательного) было отмечено  позиционирование на разных полюсах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Правительства  Ульяновской области. Если в государственной программе развития российской промышленности, координатором которой выступает Минпромторг России, задача поставлена к 2020 году – увеличить в ходе модернизации по 17 отраслям промышленности, которые являются предметом регулирования данной государственной программы в результате всех вложений (полтриллиона бюджетных средств) их долю в ВВП всего лишь  на 0,2 процента, то в Ульяновской области через пять лет поставлена  задача увеличить долю  65 предприятий авиакластера  в региональном валовом продукте  с 8 до 30 процентов, т.е. в четыре раза.  С одной стороны, прокуратура оценивает на неудовлетворительно те меры, которые вырабатывает и принимает Министерство промышленности и торговли, и с другой стороны Президент России В.В. Путин дает высокую оценку, называя  Ульяновскую область в пять  регионов страны с наибольшим инновационным потенциалом.

      Необходимым и обязательным условием успеха в развитии экономики интеллектуальной собственности выступает эффективное государственное регулирование, которое предполагает следующие направления деятельности в этой сфере:

          - государственная стратегия инновационного  развития  через рынок интеллектуальной собственности;

          - централизованная по горизонтали и вертикали система государственного  администрирования процессами в сфере интеллектуальной собственности в целях снижения административных барьеров развития рынка;

          - система учета НИОКТР и распределения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные при бюджетном финансировании;

          - система индикаторов и показателей оценки результативности науки и выполнения государственных контрактов;

          - управление правами государства на результаты интеллектуальной деятельности;

          - развитая система правового регулирования и  единые правила – стандарты  формирования, оборота (коммерциализации) и защиты  интеллектуальной собственности;

          - государственное стимулирование и обеспечение инновационной мотивации баланса интересов автор - соисполнитель-заказчик при бюджетировании НИОКТР;

          -  компетентная власть и подготовленные кадры профессионалов – посредников в сфере права, экономики и управления интеллектуальной собственности (из расчета 1 посредник на 10 исследователей);

          - система эффективной правовой защиты, контроль и надзор в сфере интеллектуальной собственности.

      В то же время, по большинству направлений такое эффективное госрегулирование в этой сфере пока  отсутствует.

      При этом отсутствуют действенные механизмы управления правами государства на результаты интеллектуальной деятельности, полученные при бюджетном финансировании. Несмотря на принятые  Постановления  Правительства РФ № 233 от 22.03.2012 и №458 от 30.05.2013, утвержденные ими для госзаказчиков правила управления правами государства  на результаты интеллектуальной деятельности по-прежнему не работают.

      Так, например, в единой федеральной базе данных  НИОКР, проведенных  в РФ с 1982г. по 1.01.2014 г., зарегистрировано около  1,2 млн. НИР и ОКР, из них  90857  было проведено  в период  2011-2013г.г., по которым по итогам выполнения НИОКР  зарегистрировано только  13713 РНТД, т.е. – 1 полученный   результат  интеллектуальной деятельности (потенциальный  объект интеллектуальной собственности) приходится на 7 НИОКР, в 2013 г. 1 РИД – на 4 НИОКР,  (в 2012г.  1 РИД на 10 НИОКР). В едином  реестре  РИД военного, специального и двойного назначения (ведется в Роспатенте) насчитывается свыше 22 тыс. РИД,  в т.ч. Минобороны – 11,5 тыс., Роскосмос – 4 тыс., ФСТЭК - 800, МВД - 700, МПТР - 500.Однако, на практике  в качестве объектов такого учета под видом РИД в большинстве случаев отражается научно-техническая и конструкторская документация, которая не относится к  объектам интеллектуальной собственности, а как информация на материальном носителе с 1 января 2008г. исключена из состава объектов гражданских прав, и, следовательно, не может быть объектом гражданского оборота.

       В данных условиях для использования РИД при выполнении  госконтрактов в рамках гособоронзаказа и военно-технического сотрудничества необходимо срочное  проведение инвентаризации по выявлению и оформлению прав РФ  на РИД, содержащиеся в документации,  используемые и (или) созданные при выполнении госконтрактов. Одновременно с этим требуют срочной разработки и  принятия механизмы  распоряжения правами государства  на РИД, включая порядок отчуждения и внесения  в уставный капитал,  передачи  в залог исключительных прав  на такие РИД.

       В связи с этим, необходимы  единая методология и механизмы оценки результативности российской науки и эффективности реализации госпрограмм инновационного развития с позиций стратегического аудита и аудита эффективности экономики интеллектуальной собственности (в т.ч. создания добавочной стоимости, капитализации нематериальных активов и обеспечения   инвестиций). 

       В числе  первоочередных мер по изменению ситуации  в этой области  можно выделить:

          - усиление роли министерств, отвечающих за реальный сектор экономики,  в регулировании бюджетного финансирования в интересах реиндустриализации национальной промышленности;

          -  участие предприятий в определении  тематики госзаказа на разработку инновационных технологий, необходимых для модернизации  производства и реиндустриализации (интерес к софинансированию);

          -  снижение уровня коррупции  через принятие и введение  антикоррупционных стандартов при  размещении госзаказа на НИОКТР и закупки импортных технологий и оборудования;

          -  изменение показателей оценки эффективности инновационных предприятий и организаций с информационных  индикаторов и показателей так называемой «экономики знаний» на экономические;

          -  закрепление имущественных прав на РИД за исполнителем НИОКТР/ предприятием, полученных  при бюджетном финансировании,  на условиях мотивированного использования РИД в выпуске конечной продукции «двойного» и гражданского назначения и обеспечения баланса интересовавтор - соисполнитель-заказчик;

          -  введение  возмездности как обязательного условия предоставления/передачи  госзаказчику  по лицензионному договору права на РИД, принадлежащие другим лицам, в рамках выполнения гособоронзаказа, что необходимо  для соответствующей мотивации, откуда будет выплачиваться соответствующее денежное вознаграждение авторам, роялти правообладателям и возвращение средств потенциальным инвесторам, которые участвуют здесь, но, при условии – не увеличения цены контракта;

          -  упорядочение предоставления прав на использование в рамках гособоронзаказа и ВТС РИД, ранее полученные при выполнении госзаказа (Минпромторг России, Минобрнауки России, Роскосмос и ГК «Росатом»);

          -  снижение усмотрений чиновников через нормативную регламентацию, методологию  и методики, в т.ч. при  распределении исключительных (имущественных) прав на РИД,   полученных в рамках технологий военного, специального и двойного назначения, и их и использовании в гражданском секторе экономики;

          -  повышение уровня технологий, узлов и агрегатов, которые можно относить к продукции двойного назначения, с тем, чтобы легализовать интерес предприятий использовать РИД двойных технологий в гражданском секторе производства;

          -  разработка  методологии  и  методик   отбора результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках бюджетного финансирования  НИОКТР и оценки прав на них, для  последующей передачи от госзаказчика исполнителю этих НИОКТР;  проведения комплексной экспертизы (экономическая, правовая, технологическая) при поставках импортного оборудования и технологий в интересах модернизации отечественной промышленности и  снижения  уровня  коррупциогенных рисков;

          -  стандартизация процедур и правил в сфере управления, использования и защиты   интеллектуальной собственности в ОПК;

          -  включение интеллектуальной собственности в структуру цены инновационной продукции при госзаказе (в т.ч. в рамках гособоронзаказа и ВТС) при условии сохранения/снижения себестоимости инновационной продукции;

          -  улучшение условий кредитования и налогообложения  при использовании  интеллектуальной собственности в инновационных процессах и проектах;

          -  подготовка  кадров в сфере экономики, права и управления интеллектуальной собственностью в   ОПК России на основе государственного и корпоративного заказов.

      С целью урегулирования существующей правовых коллизий и обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий и их продукции, включая  ОПК, были отмечены как необходимые следующие меры и условия:

          - комплексная экспертиза принимаемых правовых норм на предмет их соответствия реализации заявленных  национальных интересов инновационного развития;

          - взаимообусловленность и взаимодействие правовых норм, регулирующих инновационные процессы и развитие рынка интеллектуальной собственности. В  этих целях актуальной остается задача принятия национальных законов об инновационной деятельности, в рамках которых важно обеспечить эффективное регулирование и комплексное использование новых институтов инновационного развития: национальные технологические платформы, региональные инновационные кластеры, контрактная система и рынок интеллектуальной собственности;

          - подготовка  и внесение поправок в ГК РФ, включая восстановление информации в составе объектов гражданских прав и гражданско-правового оборота (ст. 128)  и отмену действия п.3 ст.1227.  

      В целях обеспечения  конкурентоспособности национальных предприятий и организаций в рамках ВТО и усиливающейся недобросовестной конкуренции со стороны ряда зарубежных стран (прежде всего, США и ЕС) был сделан вывод  о необходимости  активного использования института национальной и межгосударственной стандартизации и в этих целях даны рекомендации:

         - ускорить рассмотрение и принятие федерального закона «О стандартизации», предусматривающего введение правила «нормативной ссылки», при котором применение стандарта из добровольного становится обязательным;

         - госзаказчикам, корпорациям, предприятиям, вузам и  научным организациям активнее использовать принятые национальные стандарты в сфере интеллектуальной собственности: ГОСТ Р 55386 – 2012. Термины и определения; ГОСТ Р 55385 – 2012 Научные произведения; ГОСТ Р 55384 – 2012 Научные открытия, а также ускорить принятие и введение в действие нового стандарта ГОСТ Р «Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР»;

         - с учетом явной недостаточности бюджетных средств и актуальности разработки, принятия и введения в оборот национальных стандартов для ОПК в рамках программы национальной стандартизации на 2014-2015гг., предложить Минпромторгу России и государственным корпорациям в сфере ОПК выступить созаказчиками этой работы в интересах дальнейшей стандартизации  правил формирования, оборота (коммерциализации) и защиты  интеллектуальной собственности в ОПК (служебные результаты интеллектуальной деятельности и вознаграждение за них, управление интеллектуальной  собственностью  в государственной академии наук, таможенная защита интеллектуальной  собственности, управление  интеллектуальной  собственностью  в университете, в т.ч.   при дистанционном обучении; управление интеллектуальной  собственностью  в государственной корпорации; управление интеллектуальной  собственностью  в рамках гособоронзаказа, военно-технического сотрудничества и при использовании технологий двойного назначения в гражданском секторе экономики;

        - предусмотреть в планах межгосударственной стандартизации на 2014-2017 годы принятие на их основе межгосударственных стандартов;

        -  при сертификации системы менеджмента качества для предприятий по вопросам гособоронзаказа предусматривать вопросы правовой охраны, использования и  защиты интеллектуальной собственности;

        - ускорить создание в 2014 г. межгосударственного  технического комитета по стандартизации  в сфере  интеллектуальной собственности на базе национального технического комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность» ТК-481 (с юрисдикцией  для СНГ, стран ЕврАзЭС и Таможенного союза) и подкомитета/ международного комитета  по интеллектуальной собственности.

      В рамках повышения эффективности госрегулирования в сфере военно-технического сотрудничества, также были  предложены некоторые подходы и решения,  как для органов власти, так  и операторов и организаций - участников  ВТС.

      Так, по оценке Министерства обороны, за последние  двадцать лет неизвестно ни одного прецедента судебной защиты прав нашего государства на РИД за рубежом. В то же время, в реестре Роспатента содержатся свыше  22 тысяч РИД военного, специального, двойного назначения, из которых ни один не включен в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Признавая актуальность взаимодействия государственных органов власти и соответствующих операторов в рамках военно-технического сотрудничества, в части касающейся правовой защиты, включая таможенную защиту при международном сотрудничестве прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального, двойного назначения необходимо активнее использовать альтернативные патентованию способы правовой охраны на РИД военного, специального, двойного назначения, включенные в перечень Роспатента, как объектов авторского права и смежных прав, для последующей ретрансляции этого реестра Федеральной таможенной службе, и включения по установленным порядку и правилам этих уже охраняемых РИД в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности для последующего использования  механизмов международной таможенной защиты российской интеллектуальной собственности в рамках экспорта продукции военного, специального, двойного назначения.

      Кроме того, целесообразно проведение комплексной  экспертизы в рамках военно-технического сотрудничества  в интересах национальных предприятий оборонно-промышленного комплекса как при поставках за рубеж, так и при импорте соответствующих комплектующих, на предмет выявления интеллектуальной собственности и ее правообладателя, ее реальной стоимости, с тем, чтобы минимизировать риски в этой области.

      После большой дискуссии участники заседания согласились, что задача проведения инвентаризации РИД на предприятиях и в организациях ОПК сегодня сверхактуальна, а при выборе формы государственно-частного партнерства целесообразно применять концессуальное  соглашение  в области использования  технологий и продукции гражданского и двойного назначения, исходя из существующей фактически монополии государства на продукцию военного и специального назначения.

      Полный текст итогового документа, равно как основных докладов и стенограмма заседания  размещены в сборнике материалов  конференции, который подготовлен и издан  в печатном и в электронном виде, направлен  в Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ, а также роздан всем участникам II военно-промышленной конференции.

РНИИИС

 

ТК-481

Новости

Мероприятия

 Контакты

127083, Москва, ул. Юннатов, д. 18

Тел./факс: +7 (495) 369-40-08

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Военно-промышленная конференция - РНИИИС (Республиканский НИИ интеллектуальной собственности, Россия) Интеллектуальная собственность, авторские права, патенты © РНИИИС 2024