Антиконтрафакт-2016

В Ереване (Армения) 22-23 ноября 2016 г.  по девизом "Противодействие незаконному обороту товаров на территории ЕАЭС: реалии и перспективы" состоялся IV международный форум "Антиконтрафакт-2016".  Организаторами форума выступили  Министерство промышленности и торговли РФ, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и международная ассоциация "Антиконтрафакт" (Президент Ассоциации А.А. Аслаханов)  при поддержке Правительства Армении.

  

В мероприятии приняли участие более 500 представителей органов государственной власти Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, бизнес-сообществ, научных кругов, правообладателей и экспертов из 12 стран мира.  
По словам Министра  промышленности и торговли  РФ, председателя  Госкомиссии  по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Дениса Мантурова, нелегальный оборот в России, как и в других странах ЕАЭС,  составляет от 5 до 30%. Это наносит прямой и непосредственный урон экономикам стран Союза. Как подчеркнул член коллегии (министр по финансовым вопросам) ЕЭК Тимур Сулейменов, замедление темпов мировой торговли никак не затрагивает оборот контрафактной продукции, которая, напротив, возрастает. Если в 2014 году ее объем, по экспертным оценкам, составлял $250 млрд, то в 2015-м он достиг уже $461 млрд, то есть достиг 3% от общего объема мировой торговли.  К тому же надо иметь в виду, что с развитием интеграционных процессов на евразийском пространстве угроза разрастания оборота контрафакта  на пространстве ЕАЭС будет только увеличиваться. За 9 месяцев 2016г.  на союзном рынке выявлено свыше 20 млн единиц контрафактной продукции, предотвращен ущерб правообладателям на сумму более 120 млн долл., что превышает годовые показатели 2015 года. Вот почему сегодня остро стоит необходимость формирования единой системы противодействия контрафакту. Тем более что в настоящее время идут переговоры о возможных формах взаимодействия стран ЕАЭС и других государств, прежде всего Китая, который выступает основным поставщиком контрафактной продукции на мировой рынок (63%).

Член коллегии (министр по торговле) ЕЭК Вероника Никишина  рассказала о системе маркировки товаров как одном из инструментов противодействия контрафакту, который, по ее словам, показал свою эффективность, в частности, в борьбе с серым  импортом. С августа 2016г.  в ЕАЭС начал действовать пилотный проект по обязательной маркировке меховых изделий, хотя по факту он пока работает только в России и Беларуси. При этом  официальные данные об обороте товаров в разы уступают фактическим: к примеру, идущий в Россию через границы ЕАЭС китайский импорт товаров легкой промышленности вдвое больше, чем регистрирует официальная статистика. И такая метка позволяет отслеживать путь каждого изделия  от производителя к потребителю. С 1 января 2017 года, пока на добровольной основе,  стартует эксперимент по маркировке уже  лекарственных средств, авиакомпонентов и т.д.  

Основное внимание на Форуме было уделено правовым вопросам защиты и повышения качества контроля рынка, вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и результатам деятельности правоохранительных, таможенных и административных органов государств-членов ЕАЭС в сфере противодействия незаконному обороту товаров. 

 Выступление заместителя руководителя ФАС России Андрея Кашеварова  на пленарном заседании форума было посвящено инициативам ФАС России, направленным на преодоление административных барьеров для предпринимательской деятельности в России,  о введении принудительного лицензирования на фармацевтическом рынке "как средства борьбы со злоупотреблениями правообладателей в условиях возможных чрезвычайных ситуаций". 

С докладом «Методология правовой защиты интеллектуальной собственности от контрафакта  в ЕАЭС: проблемы и перспективы» выступил Владимир  Лопатин– генеральный директор Корпорации РНИИИС, заведующий базовой кафедрой РНИИИС «Управление интеллектуальной собственностью РЭУ им. Г.В. Плеханова», председатель национального Технического комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность» ТК-481, д.ю.н., профессор. Кратко исследовав историю вопроса, он обратил внимание на главные методологические проблемы, без решения которых множество частных и производных вопросов будет только множиться. 

Так международно-правовой подход признания контрафактом  (ограниченный перечень  из 4-х категорий  объектов интеллектуальной собственности при нарушении любых прав на них) закреплен в современном национальном законодательстве всех  стран ЕАЭС и СНГ, кроме России. В РФ  с 01 января 2008г. контрафактными согласно нормам  статьи 1252 ГК РФ признаются любые материальные носители, содержащие любые  охраняемые результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, но с нарушением только исключительных прав правообладателей.

В то же время, формальное законодательное расширение области применения института  контрафакта в РФ отнюдь не означает автоматического улучшения состояния дел в правовой защите в сфере интеллектуальной собственности. Статданные (на примере РФ) позволяют сделать вывод о снижении эффективности противодействия контрафакту  по всем направлениям правовой защиты в сфере интеллектуальной собственности за последние 8 лет  в 2-3 раза. 

 Сравнительный анализ законодательств государств-членов ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности позволяет говорить о существующих различиях в системе охраняемых объектов, определении правообладателей в отношении результатов интеллектуальной деятельности, созданных с использованием государственных средств, содержании прав, допускаемых ограничений исключительных прав, механизмов гражданско-правовой защиты нарушенных прав на объекты интеллектуальной собственности, понимании института контрафакта и способов защиты от него. Представляется  актуальным проведение специальных исследований по разработке  механизмов гармонизации законодательства стран-членов ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности (согласно ст.ст. 2 и 89 Договора о Евразийском экономическом союзе), в т.ч. по противодействию контрафакту. 

  В научно – технической сфере в странах ЕАЭС,  где свыше  70% расходов на исследования и разработки за последние 15 лет приходится на государственный бюджет, обеспечение учетной политики в НИОКР и полной правовой охраны полученных РИД должно стать приоритетным направлением государственной политики по предупреждению и противодействию  контрафакта.  Без определения эффективного правообладателя в этой  области невозможно и эффективное противодействие  контрафакта,  как на национальном уровне, так и в рамках единого экономического пространства.

В современных  вызовах противодействия контрафакту важная роль принадлежит созданию экономических механизмов и стимулов развития рынка интеллектуальной собственности. В условиях единой таможенной территории и единого экономического пространства  ЕАЭС наличие национальных  реестров ОИС в каждом государстве  при разных подходах и процедурах их ведения  и фактическом отсутствии единого реестра создает предпосылки для роста оборота контрафактной продукции  и контрабанды через единую таможенную  границу  в рамках ЕАЭС. 

С учетом подписания 12 мая 2015 года в Москве первого  в истории деятельности национальных органов стандартизации двустороннего соглашения о сотрудничестве Национальных технических комитетов по стандартизации «Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту» (ТК-124) и «Интеллектуальная собственность» (ТК-481), а также ближайшей перспективы создания межгосударственного  технического комитета «Интеллектуальная собственность»,  представляется,  что заявленный потенциал сотрудничества  может быть использован  ЕЭК в целях усиления евразийской интеграции  и обеспечения  конкурентоспособности стран ЕАЭС, в т.ч. при противодействию  контрафакту. 

Как было отмечено  в благодарственном письме от имени  ЕЭК, участники  форума «высоко оценили выступление В.Лопатина, которое создало основу для конструктивной дискуссии и выработки предложений, направленных на решение ключевых проблемных вопросов в ходе совместной работы ЕЭК и государств- членов ЕАЭС по защите прав на объекты интеллектуальной собственности».

Очередной пятый Международный форум «Антиконтрафакт-2017» планируется провести в столице Кыргызской Республики г. Бишкек.

 

(Источники:  http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/28-11-2016-1; http://arm-world.ru/news/novostnik/16818-iv-mezhdunarodnyy-forum-antikontrafakt-2016.html,  http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=47931) 

РНИИИС

 

ТК-481

Новости

Мероприятия

 Контакты

127083, Москва, ул. Юннатов, д. 18

Тел./факс: +7 (495) 369-40-08

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Антиконтрафакт-2016 - РНИИИС (Республиканский НИИ интеллектуальной собственности, Россия) Интеллектуальная собственность, авторские права, патенты © РНИИИС 2024