Заседание Ученого совета РНИИИС 21.12.2018
21 декабря 2018 г. в конференц-зале РНИИИС состоялось совместное заседание Наблюдательного и Ученого советов РНИИИС. Присутствовали все члены Наблюдательного совета РНИИИС и 25 из 35 членов Ученого совета РНИИИС.
Повестка дня:
- Об итогах научной деятельности РНИИИС в 2018 году и планах научно-исследовательской и редакционно-издательской деятельности РНИИИС на 2019 год (докладчик Лопатин В.Н. – научный руководитель РНИИИС, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации).
- О стратегии развития интеллектуальной собственности в секторе академической и вузовской науки (докладчики Алдошин С.М.- председатель Ученого совета РНИИИС, академик РАН, член Президиума РАН; Лопатин В.Н.- научный руководитель РНИИИС, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации).
Заседание открыл Степашин С.В. – председатель Наблюдательного совета РНИИИС, доктор юридических наук, профессор.
Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Я рад приветствовать всех вас на этом ежегодном итоговом заседании ученых РНИИИС, который за 13 лет не только сохранил свой статус единственной в России и странах Евразийского Союза специализированной научной организации по вопросам интеллектуальной собственности, но и, согласитесь, коллектив Института многое сделал для развития этой сферы в России и за рубежом.
В декабре 2005г., подписывая с академиком Е.М. Примаковым совместное решение Счетной Палаты России и ТПП России о создании РНИИИС, мы определили Миссию Института: помочь сформировать опорные точки рынка интеллектуальной собственности и написать правила, чтобы он был цивилизованным, а умный и честный смог жить богато. Богаче пока мы жить не стали, но умнее точно!
Институт на основе предшествующих наработок своего бессменного руководителя (2001г. - концепции реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности, поддержана на коллегии Счетной Палаты РФ, опубликована в газетах "Известия", "Экономическая газета", 3 октября 2002 года обсуждались на заседании Правительства РФ, 7 декабря 2002 года проект принят МПА СНГ как модельный закон "О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий" для стран СНГ) продолжил и существенно развил теорию и практику рынка интеллектуальной собственности. Значимыми брендовыми проектами РНИИИС стали ежегодный национальный доклад «О состоянии правовой охраны, использовании и правовой защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации» (2007 – 2017гг.) и ежегодный Международный форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» для стран СНГ и ЕАЭС (2008 – 2018гг.). Обнародованные в них результаты исследований Института по проблемам экономики, права и управления интеллектуальной собственности и рекомендации по их решению сыграли определенную положительную роль в формировании и изменении государственной политики в этой сфере. Ключевыми среди этих изменений стали: - признание (2012) необходимости долгосрочной государственной Стратегии развития интеллектуальной собственности в РФ (первый проект «Стратегия развития интеллектуальной собственности в России на 2007-2012 г.г.» был разработан в РНИИИС в 2006г.); - признание (2013) целесообразности централизации государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности в РФ и определение в качестве цели государственного регулирования – формирование и развитие рынка интеллектуальной собственности (пункт 26 плана мероприятий Минэкономразвития России на 2017-2018 годы - проект «Формирование современного рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации»;- признание (2015) важности изменения критериев и показателей эффективности НИОКР и научных исследований с информационных (число публикаций, диссертаций, семинаров, патентных заявок и патентов) на экономические (создание добавленной стоимости от оборота интеллектуальной собственности).
В 2008 году специалистами РНИИИС на основе обобщения имеющегося опыта выполнения работ (оказания услуг) в сфере интеллектуальной собственности разработан методический комплекс документов (МКД) «Инвентаризация, учет, правовая охрана и оборот интеллектуальной собственности» (правообладатель исключительных прав на технологию - РНИИИС) для обеспечения деятельности учреждения, организации» по управлению интеллектуальной собственностью (десять изданий, 2008- 2017 гг.). За технологию МКД/УМКД коллектив ученых РНИИИС удостоен почетного диплома Минобрнауки России (2009) и номинирован на Премию Правительства РФ (2010), награжден почетным дипломом за лучший инновационный проект г. Москвы (апрель 2013). С учетом данной технологии РНИИИС были подготовлены Правила управления правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности, утвержденные в 2012г. Постановлением Правительства РФ №233.
За 13 лет своей деятельности Институт выполнил по договорам и контрактам более 100 успешных проектов стоимостью свыше 200 млн. рублей с экономическим эффектом для заказчиков по коммерциализации интеллектуальной собственности на 51 млрд. рублей,реализация которых позволила пройти путь от первых продаж интеллектуальной собственности в проектах «ЛУККОЙЛ» (2006) и «Сухой Супер Джет 100» (2008) до реализации системных решений по созданию первой корпоративной системы управления интеллектуальной собственностью (ПАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского»); первого регионального рынка интеллектуальной собственности (Татарстан - 2011).
В 2017г. для введения документации в оборот в составе "единой технологии" впервые в России специалистами РНИИИС по поручению Первого вице-премьера Правительства России в ФСС России была создана первая и единственная на данный момент в РФ единая технология (в сфере информатизации), что несомненно может и должно быть востребовано в других отраслях, включая ОПК, с учетом заявленной стратегии лидерства при переходе к цифровой экономике.
Считаю перспективным участие РНИИИС в проектах по энергоэффективности и переработке ТБО в сфере ЖКХ и строительства.
Восемь стран СНГ, включая все пять государств- членов ЕАЭС, в 2017г. поверили и доверили РНИИИС на основе 10 – летнего опыта продвижения национальной стандартизации в сфере интеллектуальной собственности в ТК481, обеспечивать эту работу на межгосударственном уровне в МТК 550 в рамках СНГ и ЕАЭС.
За последнее десятилетие РНИИИС пять раз признавался лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную организацию России, с вручением по решению Совета во главе с Нобелевским лауреатом академиком РАН Алферовым Ж.И. – золотой медали, а директору Института – знака «Ученый года». Думаю, что закономерна и высокая оценка, данная работе научного руководителя и всего коллектива Института в этом 2018 году. Указом Президента Российской Федерации № 414 от 11.07.2018 за заслуги в развитии науки и многолетнюю добросовестную работу научному руководителю РНИИИС Лопатину В.Н. присвоено почетное звание "ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Впереди новые высоты, которые можно и нужно взять на пути формирования и развития экономики интеллектуальной собственности вместо «псевдо- экономики знаний» на корпоративном – отраслевом – национальном – межгосударственном и международном уровнях. Желаю вам в этом успехов, а мы в этом вам поможем!
По первому вопросу участники по итогам обсужденияодобрили Отчет о научной деятельности РНИИИС за 2018 г. и утвердили планы научно-исследовательской работы и редакционно-издательской деятельности РНИИИС на 2019 год .
По второму вопросу слушали научный доклад Алдошина С.М. и Лопатина В.Н. «О стратегии развития интеллектуальной собственности в секторе академической и вузовской науки» (Тезисы доклада прилагаются).
1. Актуальность. При росте внутренних расходов на исследования и разработки в РФ в 21 столетии с 43 млрд. рублей до 860 млрд. рублей (8 место в мире), результативность использования полученных учеными результатов на разных стадиях инновационного процесса остается крайне низкой. По оценке Президента РФ, «вклад добавленной стоимости, которая образуется от оборота интеллектуальной собственности, в ВВП России – менее одного процента. Это не просто мало, это очень мало. В США этот показатель – 12 процентов, в Германии – 7–8, а у наших соседей в Финляндии – 20».
Обусловленность дальнейшего инновационного развития наличием цивилизованного рынка интеллектуальной собственности давно признана в США, Японии, Германии, затем в середине 1990-х годов в Китае, в 2010 г. – в РФ, в 2011 г. – в Европейском Союзе. Сегодня лидирующие позиции в мировой торговле интеллектуальной собственности и инновационного развития занимают Китай, США и Япония. Производство высокотехнологичной продукции (товаров, услуг), выход с ней на мировые рынки, расширение международной интеграции стали для большинства развитых стран важнейшей стратегической моделью и "локомотивом" экономического роста.
В России система управления интеллектуальной собственностью в академическом секторе науки начинается с выбора режима правовой охраны результатов интеллектуальной деятельностью (РИД) и заканчивается обеспечением этой правовой охраны, прежде всего через государственную регистрацию и получение патента и т.д. Сложившаяся практика не обеспечивает практического применения результатов.
2. Показатели. Существующая система управления правами на результаты интеллектуальной деятельности является неэффективной и затратной по следующим причинам.
Во-первых, "дырявая" учетная политика в отношении результатов НИОКР, созданных при бюджетном финансировании служит основой для злоупотреблений, «серого» оборота интеллектуальной собственности и промышленного шпионажа в интересах частных кампаний и иностранных государств.
Так в РФ, при шести основных системах госучета НИОКР и их результатов (Казначейство, Роспатент, Минобрнауки, Минкомсвязи, Минкультуры, Росимущество) и финансировании из бюджета свыше 85% НИОКР, единой системы госучета прав государства на РИД в н.в. не существует, что создает предпосылки для многочисленных злоупотреблений, в т.ч. со стороны госзаказчиков. Так, например, включение сведений о РИД вединый реестр результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ (единый реестр РИД ВСДН), и выдача регистрационного свидетельства Роспатента об этом в соответствии с Положением о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2002 № 131), само по себе не означает установление правовой охраны РИД. Это означает, чтовсе мероприятия (по выявлению, идентификации, правовой охране РИД, оценке исключительных прав РФ на них, постановка на бюджетный и бухгалтерский учет, а также в Реестре Росимущества) должны быть проведены до внесения таких данных в указанный реестр Роспатента.
Во-вторых, действующая политика "патент ради патента" при выборе способа правовой охраны, тогда как более 80% продаж на мировом рынке - беспатентные. В условиях продолжающегося мирового кризиса патентной системы доля беспатентных продаж увеличилась в несколько раз (в н.в. более 80 процентов), что не требует патентования и обязательной государственной регистрации сделок. При этом во всех странах ЕАЭС доля коммерциализации интеллектуальной собственности, охраняемой патентами, ничтожно мала. Всего за 25 лет в странах ЕАЭС выдано 1,2 млн. патентов, из которых действует только 350 тысяч патентов, а продается в год 1-2 %. При отсутствии доходности отечественные патентообладатели прекращают платить патентные пошлины и патенты после трех лет прекращают свое действие. В итоге результаты интеллектуальной деятельности, зачастую полученные при бюджетном финансировании, при возможном сроке правовой охраны 20 лет, переходят в режим свободного использования через 3 года с момента выдачи патента. Этим нередко пользуются иностранные кампании, в т.ч. транснациональные корпорации (ТНК), которые при небольших доработках вновь патентуют эти технические решения на себя. За последние 10 лет весь прирост выдачи патентов (в РФ – 5%) обеспечен только иностранцами. Каждый второй патентообладатель сегодня в РФ – иностранные лица, а по отдельным отраслям и видам технологий эта доля еще выше – до 90%. При этом совместные предприятия не создаются, лицензионные договоры с отечественными производителями не заключаются, принудительные лицензии не выдаются, что ведет к вытеснению с национальных рынков отечественных кампаний в угоду интересам международных и иностранных ТНК. Это ведет к научно-техническому проигрышу, экономическим потерям и сохранению импортозависимости.
В-третьих, отсутствие баланса интересов при ценообразовании инновационной продукции с учетом стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности.
Условия и модель введения в оборот интеллектуальной собственности должны обеспечивать мотивацию всех участников инновационного процесса (от автора – правообладателя до заказчика – инвестора) в совершенствовании созданных технологий для производства и реализации конкурентоспособной продукции. Использование предшествующей интеллектуальной собственности на всех этапах инновационного процесса от НИР – ОКР до технологических процессов и производства должно сопровождаться заключением лицензионного договора с правообладателем (на возмездной основе – если РИД создан за счет внебюджетных средств), что позволит включить интеллектуальную собственность в ценообразование конечной продукции. За счет этого должны производиться выплаты авторских вознаграждений, роялти правообладателям и возврат средств инвесторам. Этого на практике не происходит, что ведет к отсутствию дальней мотивации участия авторов и разработчиков в совершенствовании технологии и конкурентоспособности продукции с ее использованием. В результате основным "инноватором" выступает государство при сокращении доли участия бизнеса (за 17 лет доля бюджетирования НИОКР в России выросла с 70 до 85 %), тогда как основным заказчиком НИОКР за рубежом были и остаются предприятия (США – 69%, ЕС -64%, Китай-62%).
В-четвертых, подмена экономических показателей доходности от оборота интеллектуальной собственности показателями информационными так называемой "экономики знаний"(расходы на исследования разработки, публикации, патентные заявки и патенты).
Так, например, основными интегральными целевыми индикаторами и показателями подпрограммы №7 Госпрограммы РФ "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" по-прежнему являются показатели так называемой «экономики знаний»:
- объем внутренних затрат на исследования и разработки;
- объем внутренних затрат на исследования и разработки на одного исследователя в научной организации;
- число отечественных и зарубежных патентов (свидетельств) на объекты интеллектуальной собственности, полученных научными организациями и ее работниками за период оценивания, на одного исследователя в научной организации;
- число публикаций работников научных организаций на одного исследователя в научной организации;
- число защищенных за период оценки работниками научной организации докторских и кандидатских диссертаций на одного исследователя в научной организации;
- численность исследователей в возрасте до 39 лет, отнесенная к общей численности исследователей в научных организациях;
- количество созданных демонстраторов технологий и прототипов.
В государственной программе РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» с объемом финансирования на 2019-2030 годы из федерального бюджета более 11 трлн. рублей к целевым индикаторам и показателям программы, по прежнему, наряду с внутренними затратами на исследования и числом исследователей, отнесены число статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах данных; и число заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемых приоритетами научно-технологического развития (к 2030 г. по этим показателям Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира).
В 21–м столетии в РФ произошла повсеместная (во всех ФЦП, госпрограммах, программах инновационного развития госкорпораций и кампаний с государственным участием) подмена наукометрических показателей для оценки научных организаций и результативности научных исследований библиометрическими показателями, где основными выступают публикации, в т.ч. в изданиях, включенных в мировые базы данных (в первую очередь - Web of Science и Scopus); цитирование, в т.ч. индекс Хирша; рейтинги журналов, где опубликованы работы, в т.ч. импакт-фактор журнала и т.п. В результате гонки за публикациями в высокорейтинговом зарубежном журнале нередко происходит публикация патентоспособных результатов без оформления прав на РИД.
При этом произошла монополизация деятельности по оценке результативности российской науки (по публикациям и их цитированию) в частных кампаниях, в т.ч. находящихся за рубежом, и создание на этой основе специального сектора бизнеса, нередко основанного на недобросовестной конкуренции.
С созданием Евразийского экономического союза с 1 января 2015г., этот курс на бесплатный экспорт отечественных разработок в виде «информационного сырья» для США и стран ЕС был сохранен. Так российское государство и другие страны ЕАЭС финансируют из кармана налогоплательщика инновационное развитие зарубежных стран, нередко в ущерб собственным национальным интересам.
ВЫВОД: Необходимо менять систему оценок и индикативных показателей, менять систему критериев отбора РИД для патентования с учетом коммерциализации прав на них, а также активнее использовать альтернативные беспатентные способы закрепления прав и их коммерциализации (в т.ч. секреты производства (ноу-хау), не требующие гос. регистрации). На смену числу публикаций и патентам, через которые бесплатно извещается весь мир о национальных достижениях, должны прийти показатели экономики интеллектуальной собственности.
Показатели экономики интеллектуальной собственности должны характеризовать процессы управления правами РФ на РИД в государственном секторе по всем этапам ее жизненного цикла, включая:
- экономические показатели, характеризующие объем средств федерального бюджета на выполнение НИОКР и количество созданных объектов интеллектуальной собственности;
- экономические показатели, характеризующие процессы передачи исключительных прав и предоставление права использования объектов интеллектуальной собственности в государственном секторе;
- экономические показатели, характеризующие коммерциализацию прав на результаты интеллектуальной деятельности в государственном секторе;
- экономические показатели, характеризующие интеллектуальную собственность в научно-технической сфере как механизм создания добавочной стоимости,
- экономические показатели, характеризующие интеллектуальную собственность как средство капитализации нематериальных активов предприятий и организаций;
- экономические показатели, характеризующие интеллектуальную собственность как инвестиционный ресурс, в т.ч. через кредитование под залог интеллектуальной собственности.
3. Научные открытия и произведения науки. В рамках фундаментальных и поисковых исследований, проводимых за счет средств бюджета в академическом секторе науки, а также по грантам научных фондов (РНФ и РФФИ), к основным объектам управленческого учета могут быть отнесены, прежде всего, произведения науки и научные открытия. При их классификации целесообразно использовать ГОСТ Р 55384-2012 «Интеллектуальная собственность. Научные открытия» и ГОСТ Р 55385-2012 «Интеллектуальная собственность. Научные произведения», а также ГОСТ Р 56825-2015 «Интеллектуальная собственность. Управление в государственной академии наук».
Согласно нормам международного права по инициативе СССР с 1967 г. в состав объектов интеллектуальной собственности были включены научные открытия. В Реестре открытий первое открытие в СССР было зарегистрировано 26 июня 1957г. с приоритетом от 15 марта 1947г. За последующие 35 лет в СССР было зарегистрировано более 400 открытий из 12 тысяч заявок на их депонирование.
В России с 2012 г. действует Национальный стандарт ГОСТ Р 55384-2012 «Интеллектуальная собственность. Научные открытия», в соответствии с которым в РНИИИС было принято Положение и возобновлена работа по депонированию научных открытий в рамках ведения Депозитария научных открытий как продолжения Государственного реестра открытий СССР Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.
Экспертиза материалов заявки на депонирование научного открытия проводится в два этапа: предварительная экспертиза и первичная научная экспертиза в срок не более 6 месяцев с даты её получения. Предварительная экспертиза проводится в РНИИИС с целью проверки наличия всех необходимых документов, а также установления правильности их оформления. Первичная научная экспертиза осуществляется совместно с ведущими научными организациями (с государственными академиями наук) по профилю заявки для определения приоритета научного открытия и проведения научной экспертизы заявки, о чем заявителю направляют сообщение. Задачами первичной научной экспертизы является проверка качественного содержания материалов заявки, определение возможности отнесения объекта к научным открытиям и условий его охраноспособности, принятие решения о признании соответствующего положения научным открытием.
За 5 лет в РНИИИС поступило шесть заявок, три были отклонены по результатам предварительной экспертизы, по двум заявкам - по итогам научной экспертизы в институтах РАН, принято отрицательное заключение и отказано в депонировании. По результатам проведения научной экспертизы заявки на научное открытие «Преобразование энергии а-частиц (ионизированные ядра гелия) в электрическую энергию», заявителями по которой выступали авторы А.С. Орыщенко и М.В. Ковальчук, в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки - Институт радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова Российской академии наук (ИРЭ им. В.А.Котельникова РАН) было вынесено заключение, что указанный результат интеллектуальной деятельности является научным открытием. На основании указанного заключения и в соответствии с ГОСТ Р 55384-2012 и Положением о депонировании научных открытий в РНИИИС было принято решение о депонировании данного результата в базе данных «Научные открытия» Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС за номером 401-1, чем была восстановлена историческая преемственность в этой области.
4. Международное научно-техническое сотрудничество.
Одним из условий цифровой экономики является формирование трансграничного пространства доверия. Актуальность проблемы обеспечения доверия иллюстрирует и российский опыт участия в совместных НИОКР с Европейским Союзом, в части распределения прав на РИД, создаваемые в рамках научных исследований и разработок при финансировании Европейской комиссии, и управления правами на эти объекты интеллектуальной собственности.
Рамочные программы Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий с 1984 года являются основным инструментом финансирования научных исследований и технологических разработок в Европе. На долю Европейского Союза приходится 24% мирового объема финансирования на исследования, 32% публикаций с высоким импакт-фактором и 32% патентных заявок, в то время как проживает здесь всего 7% мирового населения. Поскольку Россия в рамках этих программ ЕС относится к третьей группе неассоциированных стран - партнеров международного сотрудничества (ICPC - International Cooperation Partner Сountries), то имеет ограниченные, по сравнению со странами-членами ЕС, права в этой сфере. За 10 лет российские научные организации участвовали в 550 исследовательских проектах ЕС с объемом финансирования из бюджета Еврокомиссии - 105 млн. евро. В рамках программы «Горизонт- 2020» расходы на проекты по разделу «Передовая наука» (€ 24,4 миллиарда), т.е. почти треть от всего финансирования новой программы, с 2014г. направлены, главным образом, на гранты и стипендии ученым в личном качестве, включая их стажировки и работу в странах ЕС. При этом, одно из основных правил распределения прав на РИД, применяемым ко всем участникам программы «Горизонт 2020», предусматривает, что типовое соглашение о гранте содержит также требования к партнерам по проекту обеспечить информационный доступ к преддоговорной и создаваемой интеллектуальной собственности с целью ее использования.
Совместные НИОКР сегодня являются одной из основных форм организации научно-технического сотрудничества и на евразийском пространстве. В то же время, в проекте технико-экономического обоснования, который сегодня является типовым и утвержден соответствующими решениями Евразийской экономической комиссии, в этой части отсутствуют механизмы по использованию предшествующей интеллектуальной собственности и по минимизации рисков, связанных с этим.
5. Предложения.
5.1 Исходя из стратегии обеспечения к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности согласно национальных научно-технологических приоритетов, а также национальных Стратегий развития конкуренции и антимонопольного регулирования в странах ЕАЭС, настоятельно необходим переход в системе оценок и индикативных показателей, в т.ч. на наднациональном, национальном, стратегическом, программном, региональном и корпоративном уровнях от информационных показателей (публикации и патенты, через которые мы бесплатно извещаем весь мир о своих достижениях) к показателям экономики интеллектуальной собственности.
К критериям и показателям оценки эффективности деятельности научной организации[1], согласно ГОСТ Р 56825-2015, публикационная активность может быть отнесена только при условии предварительной экспертизы полученных результатов научных исследований по критерию экономической целесообразности и информационной безопасности, их правовой охраны как объектов интеллектуальной собственности.
При этом бюджетирование этих процессов в интересах иностранных кампаний, как правообладателей BIGDATA, должно решительно пресекаться, а не поощряться.
5.2 Рекомендовать надзорным органам (финансового надзора, антимонопольные и патентные органы, органы прокуратуры) и госзаказчикам при заключении лицензионного договора на использование предшествующей интеллектуальной собственности в рамках госконтрактов на НИОКР с предприятиями и организациями обратить внимание на возможные проблемы:
- соотношение документации и РИД в предмете договора и несоблюдение ряда существенных условий лицензионного договора (перечень РИД, их наименование, авторы, начало и срок правовой охраны; территория, способы и срок использования);
- необоснованное расширение предмета лицензионного договора (включение в предмет лицензионного договора вопросов создания новых РИД и закрепления прав на них, хотя это предмет госконтракта);
- отсутствие обособления в структуре цены контракта на выполнение НИОКР затрат на проведение патентных исследований, инвентаризации полученных результатов интеллектуальной деятельности и их правовой охраны;
- возмездность лицензии на использование РИД, где права принадлежат государству, для выполнения госконтракта для публичных нужд, что ведет к росту стоимости конечной продукции и снижению ее конкурентоспособности (хотя возможна безвозмездность);
- безвозмездность использования РИД, созданных без привлечения средств бюджета, где права принадлежат исполнителям госконтракта и третьим лицам, для целей исполнения госконтракта, что снижает их инновационную мотивацию в дальнейшем совершенствовании созданной технологии.
5.3 Хотя принципы распределения прав на создаваемую интеллектуальную собственность в рамках сотрудничества в области науки и технологий между РФ и ЕС определены в специальном Соглашении между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий" (от 16.11.2000, продлено сторонами до 20.02.2019г.), представляется актуальным проведение обязательной инвентаризации в отношении РИД, полученных за последние 15 лет в рамках международного научно-технического сотрудничества между ЕС и РФ.
При этом важноиспользование не только конкурентных преимуществ национальной экономики каждого государства, но и накопленного экономического потенциала при реализации инновационных программ и проектов с участием РФ в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, что предполагает рассмотрение данного вопроса на уровне высших органов этих межгосударственных объединений с целью определения механизмов учета и оценки прав на объекты интеллектуальной собственности, созданных за счет средств бюджетов этих межгосударственных образований на национальном уровне и организации такого взаимодействия по распоряжению исключительными правами на полученные результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. в рамках реализации совместной политики импортозамещения.
5.4 С учетом опыта деятельности национального технического комитета по стандартизации ТК 481 (более 10 ГОСТ Р, включая ГОСТ Р 58086-2018 «Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ»; ГОСТ Р 58223-2018 «Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции») ивозрастания росли национальной и межгосударственной стандартизации как регулятора "мягкой силы" в рамках ЕАЭС предусмотреть разработку и введение национальных ГОСТ Р, на основе которых в последующем могут быть приняты евразийские стандарты по вопросам оценки эффективности бюджетных расходов на исследования и разработки, в т.ч. НИОКР.
5.5 Для повышения глобальной конкурентоспособности национальных экономик в рамках Евразийского экономического Союза, реализации приоритетов экономического развития на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве, необходима Стратегия развития интеллектуальной собственности и специальная программа формирования и развития Евразийского рынка интеллектуальной собственности, как составной части мирового рынка интеллектуальной собственности и необходимого базового условия проведения технологической модернизации.
Выступили: Савенков А.Н. доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН, Алексейко Л.Н. – доктор химических наук, профессор; Голобокова Г.М. – доктор экономических наук, профессор; Степашин С.В.- доктор юридических наук, профессор
Постановили:
1. Исходя из стратегии обеспечения к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности согласно национальных научно-технологических приоритетов, а также национальных Стратегий развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ и других странах ЕАЭС, настоятельно необходим переход в системе оценок и индикативных показателей, в т.ч. на наднациональном, национальном, стратегическом, программном, региональном и корпоративном уровнях от информационных показателей (публикации и патенты, через которые мы бесплатно извещаем весь мир о своих достижениях), к показателям экономики интеллектуальной собственности.
2. К критериям и показателям оценки эффективности деятельности научной организации, согласно ГОСТ Р 56825-2015 (введен в действие на территории РФ с 1.06.2016), публикационная активность может быть отнесена только при условии предварительной экспертизы полученных результатов научных исследований по критерию экономической целесообразности и информационной безопасности, их правовой охраны как объектов интеллектуальной собственности. При этом бюджетирование этих процессов в интересах иностранных кампаний, как правообладателей BIG DATA, должно решительно пресекаться, а не поощряться.
3. Поскольку ряд указанных показателей так называемой "экономики знаний", при использовании которых происходит информационное разоружение и экономическое поражение России в борьбе за конкурентоспособность, по инициативе Минобрнауки России были включены в Указ Президента РФ от 7 мая 2012г. №599, необходимо внесение корректив в данный Указ, в части показателей в области науки. Этим определяется также актуальность рекомендации национальным академиям наук и национальным органам исполнительной власти в сфере науки и образования РФ и других стран ЕАЭС предусмотреть в 2019-2020 гг. корректировку программ и планов фундаментальных и прикладных исследований в этой сфере.
4. С учетом возрастания роли национальной и межгосударственной стандартизации как регулятора "мягкой силы" в рамках ЕАЭС и уникального опыта деятельности национального технического комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность» ТК 481 с секретариатом на базе РНИИИС, рекомендовать Миннауки и высшего образования РФ, государственным академиям наук, руководству научных фондов (РНФ и РФФИ), при создании систем управления интеллектуальной собственностью в вузах и научных организациях, академиях наук и научных фондах, рассмотреть вопросы:
- об активном применении национальных стандартов в сфере интеллектуальной собственности в своей деятельности (принято и введено в действие на территории РФ более 10 ГОСТ Р, большинство из которых может быть использовано в сфере науки), в т.ч. в области фундаментальных исследований - ГОСТ Р 55384-2012 «Интеллектуальная собственность. Научные открытия»;
- о необходимости разработки новых стандартов и внесении изменений в действующие национальные ГОСТ Р (включая ГОСТ Р 56825-2015 «Интеллектуальная собственность. Управление в государственной академии наук»), при оценке эффективности бюджетных расходов на исследования и разработки, в т.ч. НИОКР;
- о вхождении в состав ТК 481.
5. Поддержать совместную инициативу РНИИИС и РФФИ о включении экспертного потенциала РФФИ (наряду с участием ведущих институтов РАН) в процедуры научной экспертизы материалов заявок ученых в рамках их депонирования в РНИИИС в качестве научных открытий.
С учетом личного предварительного согласия поддержать назначение академика РАН Панченко В.Я. председателем научного Совета по депонированию научных открытий.
6. В целях повышения эффективности использования полученных результатов интеллектуальной деятельности за последние 15 лет в рамках международного научно-технического сотрудничества между ЕС и РФ необходимо проведение обязательной инвентаризации в отношении таких РИД.
Инициатором такой инвентаризации может стать Миннауки и высшего образования РФ, а ее итоги – могут стать предметом специального рассмотрения на Совете безопасности РФ и Совете при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России.
7. В рамках ЕАЭС важноиспользование не только конкурентных преимуществ национальной экономики каждого государства, но и накопленного экономического потенциала при реализации инновационных программ и проектов с участием РФ в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, что предполагает рассмотрение данного вопроса на уровне высших органов этих межгосударственных объединений с целью определения механизмов учета и оценки прав на объекты интеллектуальной собственности, созданных за счет средств бюджетов этих межгосударственных образований на национальном уровне и организации такого взаимодействия по распоряжению исключительными правами на полученные результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. в рамках реализации совместной политики импортозамещения.
Рекомендовать ЕЭК предусмотреть в проекте типового технико-экономического обоснования на выполнение НИОКР механизмы по использованию предшествующей интеллектуальной собственности и минимизации рисков, связанных с этим.
8. Для повышения глобальной конкурентоспособности национальных экономик в рамках Евразийского экономического Союза, реализации приоритетов экономического развития на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве, необходима Стратегия развития интеллектуальной собственности и специальная программа формирования и развития рынка интеллектуальной собственности Евразийского экономического Союза, как составной части мирового рынка интеллектуальной собственности и необходимого базового условия проведения технологической модернизации отечественной промышленности.
Решение было принято единогласно.
После заседания его участники и члены их семей приняли участие в праздничной культурной предновогодней программе.
[1]ГОСТ Р 56825-2015 «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Управление в государственной академии наук» (введен в действие на территории РФ с 1.06.2016)